Беседа с народным писателем М.Т.Байджиевым, составителем проекта Конституции «Всенародный Курултай»

Беседа с народным писателем М.Т.Байджиевым, составителем проекта Конституции «Всенародный Курултай»

Известный писатель, экс-депутат ЖК составитель законов по культуре, науке, средствам массовой информации, реабилитированных граждан, материнства и детства и др. Map Ташимович Байджиев принимал активное участие в принятии Конституции КР 1993 года.

В 1996 году, когда вводили двухпалатную систему ЖК, он писал, что это обезличит законодательную и судебные власти, а президент получит полную безответственность.

В 2000 году, когда А.Акаев пошел на третий срок, в своей ироничной публикации «Если б я был президентом», («СК» 21, 28 янв. 2000 г.) писатель рекомендовал президенту конкретизировать форму правления, чтобы каждая ветвь власти имела ответственность перед народом.

В 2003 году, когда вновь решили менять основной закон, М. Байджиев советовал «не гоняться за чужими образцами» («СК» 29.11.2002 г.) считал, что «народу нужна крепкая, власть и справедливость» («СК» 19.12.2003 г.)

В 2007 году, когда К.Бакиев вносил в Конституцию КР свои поправки, М.Байджиев, будучи членом общественной комиссии, обнародовал свой проект Основного Закона КР с вводом Всенародного Курултая, имеющего право выбирать и досрочно отзывать президента КР, депутатов парламента, председателя Верховного Суда.

В 2010 году, когда временное правительство КР предложило свой вариант Конституции, М.Т. Байджиев, ссылаясь на слова В.В. Путина о том, что «кыргызстанцы вновь наступили на те же грабли» выступил со статьей «Не наступить бы на кетмень» («СК» 05.05.2010 г.)

Корр.: Map Ташимович, вот уже пятый год КР живет по новой Конституции. Оправдала ли она надежды народа?

М.Б.: Все конституции, принятые взамен Конституции 1993 года, были страшно далеки от народа. Все взято из других конституционных моделей. Те же партии, фракции, взаимоотношения ветвей власти и пр.

Партии по существу являются не государственными, а общественными организациями. Почему у них должны быть особые привилегии? К тому же в партии могут объединиться «и сбор блатных, и шайка нищих». Где гарантия? При многопартийной системе никогда не будет стабильности в государстве, так как партии «одной лишь думы знают власть, одну, но пламенную страсть» — ВЛАСТЬ. В борьбе за эту власть они будут бодаться меж собой, кучковаться, чтобы сместить стоящих у власти. За все это народ будет рассчитываться вытоптанными пашнями, перекрытыми дорогами, расстрелянными сыновьями… — так я писал в 2007 году в газете «Эне-Сай» 09.05.2007г.

7-10 апреля 2010 года случилась та сама трагедия, о которой я предупреждал три года назад.
В Конституции КР 2010 года сохранились те же пороки, что и в предыдущих вариантах: народ обезличен, не имеет властных полномочий, а сами власти не несут перед народом никакой ответственности, до сих пор не укреплена судебная власть. Правительство вновь представлено в роли козла отпущения, поэтому за 25 лет сменилось 20 премьер-министров с последующей кадровой чехардой, депутаты парламента в борьбе за власть погрязли в своих разборках и судебных процессах, устраивают бои без правил. Партии, которые не прошли во власть, хотят воспользоваться этой ситуацией, настаивают на роспуске ЖК, чтобы наверстать упущенное. И все это законным образом обусловлено действующей Конституцией КР. Когда боксеры, выйдя на ринг порою до смерти мутузят друг друга, то это вовсе не значит, что они кровные враги или злодеи. Таковы узаконенные правила игры.

Корр.: Выходит, что на кетмень все-таки наступили?

М.Б.: Пока что нет. Но все идет к тому. Отечество наше вновь в опасности.
Многопартийная система выборов Жогорку Кенеша была введена для того, чтобы одурачить народ и уйти от какой-либо ответственности.

В 2010 году кыргызстанцы по существу голосовали не за партийные группировки, а за и их многообещающих лидеров: А. Атамбаева, Р. Отунбаеву, О. Бабанова, Т. Сариева, А. Мадумарова и др. Но никого из них в парламенте не оказалось. Одни не прошли, а те, что прошли, ушли наверх, выгрузив из своих парт-куржунов о-очень дорогих депутатов, которые, чтобы залезть в эту черную суму заплатили много денег.

А что касается так называемого парламентского правления, которым бравируют демократы — это блеф чистой воды.

Решения парламента для исполнения подписывает президент Республики, который и будет держать ответ перед народом и историей. Как это случилось с предыдущими президентами КР, которым пришлось спасаться бегством.

Парламентское правление по существу свелось к тому, что партфракции поделили меж собой правительственные должности, превратив их в свою кормушку, что привело к беспощадной кадровой чехарде и безответственности. Если, например, каким-то образом министром культуры оказался милиционер, а главой госучреждения взяточник и ворюга: Иван кивает на Петра, а Петр на Ерему. А у семи нянек, как известно, дитя остается без глазу.

В конечном счете кыргызское государство погрязло в коррупции, взятках, судебных процессах, в развале культуры, просвещения, сельского хозяйство, промышленности, энергетики и пр., грядет духовная деградация народа. Наши молодые кадры бродят по Европе и другим континентам в поисках заработка… Правители нашего государства сидят у разбитого корыта с протянутой рукой, ждут доброго дядю — инвестора, пытаются без наживки подсечь золотую рыбку в Кумторе, Джеруе, Макмале и др. драгоценных водоемах. Именно поэтому президент А.Атамбаев, иные депутаты, и даже составители действующей Конституции КР предлагают внести в нее поправки и дополнения. Но это едва ли спасет положение, поэтому необходимо разрубить этот гордиев узел одним махом — принять новую Конституцию, основанную на подлинном народовластии, по принципу демократического цетрализма, когда государственная власть избирается самим народом, перед которым она обязана нести ответственность.

Кыргызы — малый народ, объединенный кровным родством и брачными узами. На этом и надо фундаментировать государственное единство. Иначе нас ждет та же участь, что постигла кыргызов до рождения легендарного Манаса, когда разрозненные племена вынуждены были бежать на Алтай, а в начале 19 века в Китай. И лишь крушение Российской монархии спасло нас от полного распотрошения.

А где гарантия того, что сильные мира сего не превратят наш Кыргызстан в боевую олимпийскую деревню для утверждении своих амбиций, как это было с Кореей, Вьетнамом, Ираком, а ныне с Сирией…

И пока наш благодатный, прекрасный Кыргызстан не постигла участь обнаженной топ-модели, попавшей в солдатскую казарму, и пока древко наступленного кетменя не выбило нам мозги, необходимо срочно применять спасательные меры. Предвыборный лед тронулся. В прессе начался очередной дристахун претендентов.
Младопартии будут кучкаватся, чтобы любой ценной завалить СДПК и Ата-Мекен, начнутся контрмеры. То ли еще будет ой-ой-ой! А если завалят СДПК, начнут подкоп под всенародноизбранного президента А. Атамбаева… Вновь начнутся споры и народные смуты…

Корр.: В чем основная суть Вашего проекта Конституции?

М.Б.: Основная суть довольно проста. Каждая область Кыргызстана и г.Бишкек избирают по 100 делегатов Всенародного Курултая.

Всенародный Курултай в составе 800 делегатов избирает президента Кыргызского государства сроком на 10 лет, председателя Верховного собрания (парламента) по 10 человек от каждой области, г.Бишкек сроком на 5 лет, ежегодно слушает отчет президента, председателя Верховного суда и Спикера ВС, и если чья-либо деятельность будет признана неудовлетворительной, Всенародный Курултай имеет право отозвать их до истечения срока.
Президент избирается сроком на 10 лет, является главой Государства и Правительства, формирует Правительство, и несет ответственность, в конце каждого года отчитывается перед Всенародным Курултаем, и может быть отозван досрочно. По истечении 10-летнего срока на общих основаниях может выдвигаться на следующий срок.

Верховное собрание (парламент) в составе 80 депутатов, принимает законы, контролирует их исполнение, утверждает состав правительства и Генпрокурора, предложенный президентом, утверждает состав судей, предложенный председателем ВС.

Председатель Верховного (Конституционного) Суда избирается бессрочно с учетом возраста и здоровья. Мужчины до 75 лет, женщины до 70. Председатель ВС контролирует правосудие, формирует состав судей, ежегодно отчитывается перед Всенародным Курултаем.
Корр. А какие еще есть конкретные изменения в конституционных статьях?
М.Б. В предыдущих вариантах Конституций КР было сказано, что земля, её недра, воды и др. природные ресурсы являются собственностью Кыргызской Республики, поэтому господа, стоящие у власти, продавали земли, рудники и прочие природные ресурсы в свою пользу: Кумтор, Джеруй, Каркыра, воды Нарына, ГЭСы и др.

Таким образом произойдет конституционная национализация и Кумтора. Любые суды будут бессильны перед неприкосновенной собственностью народа. Инвестиционные сделки прошлых президентов КР, составленные без согласия народа, окажутся фикцией.
Согласно моему проекту, природные ресурсы являются собственностью народа соответствующего региона. Кумтор – собственность Иссык-Кульской области, Джеруй – Таласской области, воды Нарына – Нарынской, энергетика – Ошской области и т.д.
Политические партии на правах общественных организаций имеют право выдвигать своих кандидатов в государственную власть, в делегаты Всенародного Курултая, в депутаты Высшего Собрания и др. Такими же полномочиями обладают официальные религиозные конфессии (мусульманство, христианство и др.), на правах общественных организаций.
Согласно ст.5 кыргызский язык является государственным, русский язык служит для межнационального, делового и межнационального общения, как оно есть на самом деле!

Корр.: Много споров вызывает право неприкосновенности и иммунитета, ради которого многие бизнесмены идут во власть.

М.Б.: Право неприкосновенности и иммунитета сохраняется, но если обладатель этого права нарушает закон, это право считается отягчающим обстоятельством вины.

Корр.: В последней 50 статье Вашего проекта сказано, что все выборы, принятия конституционных решений проводятся открытым голосованием.

М.Б.: Считаю, что это избавит от всяких подделок, подкупа голосов, трайбализма и прочей халтуры.

Корр.: А биометрия?

М.Б.: Это усилит подделки, создаст проблемы, откроет дверь для новых ухищрений. Я поддерживаю тех, кто считает, что это противоречит Конституции, ущемляет права граждан.
Если выборщик, делегат Всенародного Курултая, депутат Высшего Собрания честен, добросовестно осуществляет свой выбор, дает свою истинную оценку, то почему он должен делать это тайно, как пойманный преступник фиксировать отпечатки своих потных пальцев?! А может при обсуждении этих вопросов, законов, оценке деятельности избранных кандидатур надо выступать в черных масках?! Но если он боится открыто высказывать свое мнение, какой же он представитель народа?! Безымянный бюллетень? Почему он, как наложница Гульчатай, должен прикрывать свое личико?

Корр.: Вы внесли поправки в текст государственного гимна и вместо красного флага предложили тюндюк на голубом фоне.

М.Б.: На этом я настаивал в 1992 году, будучи членом депутатской комиссии ЖК.
В гимне были допущены лексические неточности, а тюндюк юрты на фоне кроваво красного неба не соответствует духу и миролюбию нашего народа. Кыргызский народ с древнейших времен поклонялся Синему небу (Кёкё Тенгир), которое созерцал через тюндюк своего жилья. И родовые символы были голубого, зеленого и белого цвета. Красный стяг, как боевой штандарт, поднимали в боях с врагом. Это убедительно описано в эпосе «Манас».

Когда родился Манас,
Жакып на той народ созвал.
И вновь Ногоя синий стяг
Затрепетал на весь Алтай…

Но вот Манас идет в боевой поход:

С зеленым древком красный стяг
Затрепетал над головой
Под ним когда-то хан Ногой
Водил войска на смертный бой…

В 2014 году специальная комиссия ЖК единогласно пришла к выводу, что красный цвет флага надо менять, и в текст внести редакционные поправки. На конкурсе отобрали несколько вариантов флага в том числе и ваш «Золотой тюндюк», но дальше дело не пошло. Из гимна исключили третий куплет и сегодня парламентарии демократической, независимой КР поют тот же текст, прижав правую руку к левой груди, хотя это классический хореографический жест холуйства и раболепия.

Корр.: Допустим проект вашей Конституции будет одобрен. Насколько будет сложно принять его в данной ситуации?

М.Б.: По 114 ст. действующей Конституции изменения в 1, 3, 4, 6, 7, 8 разделах могут приниматься по предложению большинства от общего числа депутатов ЖК, либо по инициативе более 300 тыс. избирателей. Именно в этих разделах действующей Конституции обозначена основная структура верховной власти Кыргызского государства. Для принятия новой Конституции достаточно будет набрать 61 депутатских голосов, а организовать инициативу более 300 тыс. избирательских голосов и того легче…

Предлагаю на основе 114-ой статьи действующей Конституции в 3, 4, 5, 6, 7, 8 разделы ввести институт Всенародного Курултая со всеми полномочиями, провести выборы парламента и Председателя Верховного (Конституционного) суда КР.

Корр.: А президента республики?

М.Б.: Алмазбек Атамбаев избран не политпартиями, а самим народом, срок его полномочий истекает в 2017 году.

Ознакомиться с полным текстом проекта Конституции и пояснениями на кыргызском и русском языке можете на web-site: www.hanteniri.kg, телефоны: (0312) 31-43-67, 0 558 78-80-13.

Беседовала Т. Сагынова.

NO COMMENTS

Leave a Reply