Пять лет ожиданий

Пять лет ожиданий

С октября 2010 года, когда был избран пятый созыв ЖК, минуло пять лет. В преддверии выборов в парламент эксперты и депутаты подводили итоги этого горячего в политическом плане периода. И они неутешительны. Res Publica представляет спектр мнений круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир», аналитическим ресурсом «Вести.kg», Фондом «Евразийцы — новая волна» на тему что изменилось в Кыргызстане за последние 5 лет в социально-экономической, общественно-политической и внешнеполитической сферах. Готова ли республика к выходу на новый этап экономического и социального развития? Удалось ли достичь стабильности в общественно-политической сфере? Как изменился внешнеполитический курс республики в контексте экономики и безопасности? Большинство приглашенных на встречу народных избранников, кандидатов и аналитиков не пришли. Все ушли на выборы.

Игорь Шестаков, эксперт:

— Сегодня звучит очень много бодрых, здравых, местами оптимистичных прогнозов, как будет разворачиваться жизнь в Кыргызстане после 4 октября, если, конечно выборы пройдут в соответствии с законом. Но мы бы хотели подвести итог, как мы жили последние пять лет. После июньского референдума 2011 года республика встала на новый исторический этап, сменив форму правления с президентской на парламентскую. Но, как оказалось, мы поставили телегу впереди лошади. Потому что парламентская система невозможна без системообразующих политических партий. За 20 лет партии находились в периоде становления и все проблемы за эти 5 лет проявили их незрелость. Мы можем попасть в книгу рекордов Гиннеса по частоте смене правительств. У нас четыре кабинета министров сменились за последние пять лет. Потенциал партий, которые занимались формированием правительства, оставлял желать лучшего. Споры, какая система нам нужна, продолжаются на протяжении пяти лет. Единственным устойчивым институтом оказался президентский. Что во многом не отвечает целям и задачам парламентской системы.

Президенту приходилось быть ответственным не только за внешнюю политику, но и заниматься внутренними проблемами, к примеру, как убирается мусор или решается вопрос с отсутствием света. Поэтому тема референдума не случайна. В стране снизился митинговый накал. В локальном порядке акции протеста имеют место быть. Радикализм тоже снизился. За пять лет наш Жогорку Кенеш так и не решил проблему Кумтора. Затянется и вопрос с Джеруем. В судебной ветви власти тоже есть проблемы. Мы не пришли к тому, что гражданские и политические споры решаются в судах, митинги продолжают оставаться инструментом их разрешения. Что касается внешней политики, Кыргызстан сделал однозначный выбор в сторону евразийской интеграции.

Ирина Карамушкина, депутат парламента Кыргызстана от фракции СДПК:

— За все, что происходит в стране, мы не снимаем ответственности с нашей партии. Нас упрекают, что за пять лет в стране сменилось четыре состава правительства. А я считаю, что смена правительства — естественный отбор. Журналисты нам часто говорят, что с каждым разом, как мы назначаем нового премьер-министра, то приходят все хуже и хуже. Но это не так. Нужно выбирать более ответственных специалистов и профессионалов своего дела. Мы не единственная страна, где постоянно в коалиционных парламентских режимах идет смена правительства. Мы должны научиться, чтобы любое правительство внесло свой качественный вклад в развитие страны. Я не могу сказать, что все премьер-министры за пять лет были паразиты на теле общества. Они были под контролем парламента.

Ранее, напомню, была принята национальная стратегия развития, куда заложены и строительство дорог, пособия детям и малоимущим, развитие инфраструктур, чтобы мы стали энергетически независимыми, вопросы демаркации и делимитации границ, и все эти проекты в процессе реализации. Посмотрите, дороги строятся, постепенно, медленно, но процесс идет. Следующий шаг, строительство более мелких дорог в населенных пунктах. Энергонезависимость есть, на днях закончено строительство «Датка — Кемин». Мощнейший энергетический проект, надеюсь, вовремя запустим это энергокольцо независимости. Международные связи активизированы.

Проблема любой партии, и СДПК в том числе, это квалифицированные профессиональные кадры. И не всегда те люди, которые должны нести ответственность за ту или иную отрасль, сидят на месте.

Для меня предпочтительно усиление президентской ветви власти. Парламентская республика хороша тем, что ведется тотальный контроль в Жогорку Кенеше фракций над фракциями, над депутатами. Если кого-то уличат, тут же накроют, и приходится либо моральную, либо уголовную ответственность нести. Разве сегодня, как раньше, в чей-то карман идут инвестиции? Антикоррупционная служба работает. Суды — мы будем продолжать реформу, несмотря на то, что идет байкотирование указов президента. Мы дали стабильность и независимость стране.

Токон Мамытов, кандидат в депутаты от партии «Бутун Кыргызстан Эмгек», экс-глава ОАО «Кыргызалтын»:

— В Кыргызстане, действительно, предпринималась попытка сменить прежнюю систему и построить что-то новое. И на основе этого были добрые пожелания и помыслы. А именно — сдвинуть страну вперед и ответить на вопрос, до каких пор можно так нехорошо жить. Парламент соответствовал развитию нашего государства, его экономическому уровню и политическому состоянию. Высший законодательный орган не мог быть ни лучше, ни хуже. Он был такой, какого общество заслуживало и само его сформировало. Это было велением и требованием времени. Конечно, были критические замечания, что пятый созыв набрал всего 36 процентов и не заслуживает полного доверия народа, но стоит учесть, что на выборах тогда участвовали 29 партий. И остальные 24 партии взяли тоже свои проценты, и это была солидная цифра. В США, к примеру, поддержка Конгресса и Сената составляет всего 16 процентов и они своих избирателей не знают, а мы своих знаем. Так что, свою историческую миссию парламент выполнил. Другое дело, насколько качественно и профессионально. Были шероховатости, недоделки, просчеты и ошибки.

А сейчас по результатам выборов — 2015 общество сделает вывод: страна пойдет вперед, или мы будем топтаться на месте, или вовсе  скатимся вниз. Насколько происходящие в мире экономические процессы, санкции повлияют на нас. К примеру, в Казахстане объявлен плавающий курс тенге. Означает ли, что эта ситуация повлияет на состояние нашего бизнеса? Валюта рухнула, а это в какой-то степени обеспечит защиту собственной экономики и сможем ли мы со своими товаром в тот же Казахстан зайти. И еще: мы должны сейчас говорить об объединяющем факторе не фоне всех этих колебаний. А это идеология. Но ни парламент, ни правительство не дали обществу какую-то концепцию. Идеология не может строиться на мифах и сказках. Это то, что закладывается в сознание и становится смыслом жизни нации. Весь капиталистический мир имеет две мощных идеологии: неолиберализма и неоконсерватизма. Отличаются они тем, что одни хотят ограничить присутствие государства в экономике, другие — влиять на посторонние государства вплоть до применения военной силы. А мы, зная это, не развиваем собственную идеологию. Имеются какие-то разработки, но они находятся в зачаточном состоянии и это не то, что может сплотить наше общество сегодня. Когда у нас появится идеология, мы сможем адекватно отвечать на существующие вызовы и угрозы. Как внешние, так и внутренние. Это и этнонациональные отношения, и религиозная ситуация, и развитие экономики, миграция и коррупция. Очень радует, что власти проявили политическую волю и готовы бороться с этим злом. Но итоги пока слабые. Дело в том, что нет четкого обозначения факторов, способствующих развитию коррупции в нашей стране: это политические, экономические, социальные, духовно-нравственные. На выборах — 2015 чувствуется дыхание предстоящей президентской кампании. Свидетельство тому, заявления об изменении Конституции, переформатирование парламента.

Досалы Эсеналиев, председатель исполкома политической партии«Бир-Бол»:

— В политическом и экономическом плане Кыргызстан добился за последние пять лет очень многого. Были и недостатки и негативные явления, но это был процесс движения вперед — это главный этап за 24 года.
Сегодня мы имеем более 200 партий, много критики в их адрес, но это показатель политической активности. Другой вопрос — сможем ли мы далее развивать эту систему. Все зависит от предстоящих выборов. Система парламентаризма будет и дальше укрепляться. А если будут использованы те же методы и административный ресурс, особенно на местах, то все останется как прежде. Все понимают важность честных выборов.

Нам не надо придумывать новую идеологию, она уже есть — это укрепление государственного единства. Кыргызская Республика — страна независимая и идеология объединения должна стать главной целью всех партий.

Кубат Рахимов, эксперт:

— Кыргызстан пока не получил выгод от вступления в ЕАЭС. У нас три года были шаманские танцы с бубном вместо реальных процессов реиндустриализации. Кое-какие персоналии говорили: покупайте товары, машины, все продадим Казахстану. На деле все стоит. Теперь люди не знают, куда все это продавать. В Кыргызстане экономика давно живет по одним правилам, политика — по другим, парламент — по третьим. Хотелось бы спросить у действующих депутатов, вы какими деньгами заменили USAID, который финансировал законотворческую деятельность? Деятельность парламента в части законотворчества продолжает финансироваться за счет средств американского народа.

Внешнеполитический курс КР сегодня можно описать, как из крайности в крайность. Многовекторность, которая была исторически заложена и которой худо-бедно поддерживались, сведена к нулю. У нас получился страшнейший перекос в сторону России. Мы передержали сом и разрушаем экономику Кыргызстана. Основные торговые партнеры Кыргызстана сегодня — Россия, Китай и Казахстан. Наш сом должен быть привязан к этим валютам, а не к доллару или евро. За пять лет власти не смогли развернуть машину нашего бизнеса в направлении индустриализации. А в той эйфории, что сейчас царит, никто в стране работать не будет. Девальвация сома началась. Надо было делать упреждающую девальвацию. Мы передержали сом и разрушаем экономику. И проедаем золотой запас.

В стране заметно растет безработица. Рынок труда мы отдали нашим соседям из Таджикистана и Узбекистана. К тому же мы теряем граждан, которые уехали на заработки в Россию и делали отчисления сюда. Они перестали переводить деньги, сменили гражданство и стали россиянами.

Замира Сыдыкова:

— Сразу после выборов СДПК лишит нас социальных гарантий — бесплатного образования и здравоохранения. Во всяком случае я прочла сегодня такое предложение, обсуждаемое на уровне вице-премьер-министра В.Диля и министра образования Э.Сариевой.

То, что партия власти не приняла мер для предотвращения последствий надвигающегося кризиса, — очевидно. Ожидаемые риски вообще не прогнозировались.  И в довершение ко всему, СДПК, пять лет обещавшая нам светлое будущее, за несколько дней до выборов заявляет, что сразу после них лишит нас социальных гарантий. Они могут это сделать  вкупе с теми предложениями об изменении Конституции, которые инициировались администрацией президента под занавес работы Жогорку Кенеша.

Ни одно из обещаний партии не выполнено. Вопрос Кумтора не решен. Каркыра не возвращена. Энерготарифы повышены. Какая ведется борьба с коррупцией, мы видим. Лидер СДПК, который идет в парламент, обвинен в присвоении банков и заводов, их перепродаже, но избежал наказания. Незаконная приватизация и перепродажа бакиевского имущества — вот чем пять лет занимались у нас парламент, правительство и лидеры партий.
А то, что перечисляла Карамушкина, как достижения СДПК, на самом деле проекты, которые еще обсуждались при Акаеве, соглашения по ним подписывались при Бакиеве, а реализация пришлась на эти годы.

Вот и все достижения 5-ти лет.

NO COMMENTS

Leave a Reply