Отличающийся Кыргызстан

Отличающийся Кыргызстан

Современный Кыргызстан кардинально отличается от своих соседей по Евразийскому экономическому союзу. Эта единственная страна ЕАЭС, где несколько раз за 25 лет произошла вооруженная смена власти. И это же единственное государство региона, власти которого открыто поддерживают организацию, признанную экстремистской как соседями по ЦАР, так и странами-участницами ЕАЭС — “Таблиги Джамаат”.

Внешне движение “Таблиги Джамаат”, образованное почти 90 лет назад (1926г., Индия, основатель Маулана Мухаммад Ильяс), вполне пацифистское. Его адепты всего лишь возвращаются к духовным основам ислама. Не проповедуя (открыто) каких-то радикальных идей и не призывая к сепаратизму. То есть, не ставя целью возрождение халифата. Собственно, в этом заключалась первоначальная цель самой организации, основанной на территории современного Пакистана — не допустить перехода мусульман по рождению в другие религии. Зарожденное на пике антиколониальной борьбы в Индии, сторонники движения должны были противостоять миссионерскому засилью со стороны индуистских организаций, которые пытались вернуть индийских мусульман обратно в индуизм. С тех пор политика проповедования “популярности жизни в исламе” не изменилась. Миссионеры “Таблиги Джамаат” работают с малограмотным (в религиозных вопросах) населением, обыгрывая его “религией по рождению” и призывая придерживаться канонов. Со временем, пропаганда охватила все слои населения, вне зависимости от социального и материального положения и плавно переросла границы одного государства, расползаясь по всем регионам, где население исторически считалось мусульманами. В том числе и в Центрально-Азиатский регион. Интересно, что в своем проповедовании члены “Таблиги Джамаат” вовсе не руководствуются глубоким знанием ислама. Да и не призывают своих адептов к этому. Религиозность должна, по их мнению, базироваться на шести принципах исламского благочестия: принятия Аллаха единственным божеством, а Мухаммада его посланником, совершение пятикратного намаза, частое поминание Аллаха, уважение к братьям по вере, совершение поступков “ради довольства Аллаха” и участие в призыве к Исламу других.Такая ограниченная “форма религиозности” должна, по мнению миссионеров, привлечь заблудших в лоно и максимально расширить число сторонников. Тем более, что последний пункт благочестия предполагает “сетевой способ” распространения движения. Именно руководствуясь им, как считается, адепты активно совершают проповеди в местах, где живут сами, и выезжают с этой целью в другие города и страны.

И это притом, что юридически эта организация как бы и не существует: отсутствует устав, программа. Ни в одной стране, где работают миссионеры, организация не прошла официальную регистрацию. И, тем не менее, десятки кыргызских молодых людей выезжают на обучение по линии таблиговцев в Пакистан, Индию и Бангладеш. Более того, в Бангладеше около 200 граждан Кыргызстана учатся в медресе, принадлежащей таблиговцам. Интересно, что некоторые учащиеся уезжают туда несовершеннолетними — в возрасте 10-15 лет. Все было бы ни так страшно, если бы сторонники таблиговцев со временем не превращались в радикальных экстремистов. Ряд экспертов, вспоминая апрель 2010 года, отмечают роль таблиговцев в произошедших в КР трагических событиях. Эксперты считают, что пополнение радикальных течений происходит за счет сторонников “Таблиги Джамаат”, у которых отсутствуют глубокие познания Ислама. Дело в том, что таблиговцы, не давая людям такого рода знаний, внушают им энтузиазм и вовлекают в активную общественную деятельность. Такие энтузиасты потом легко попадают под “обработку” более технически подкованных радикалов и экстремистов. Рядовым дааватчикам запрещено осуществлять трактовки религии, внедряться в область теологии и философии. И по причине отсутствия достаточных знаний ни сторонники таблигов, ни сами проповедники этого течения, порой не могут ответить на трудные мировоззренческие и религиозные вопросы. И уж тем более оппонировать более подкованным в этих вопросах проповедникам радикальных движений. Например, тем же салафитам, “хизб ут-тахрировцам” и им подобным. Удивительно, но эта бомба замедленного действия не только не осуждается Духовным управлением мусульман, но даже пользуется полной поддержкой ДУМК.

Кыргызские спецслужбы уже обвинили ДУМК в сговоре с движением “Таблиги Джамаат” для продвижения программы по обучению несовершеннолетних кыргызских детей в духовных центрах таблиговцев в мусульманских странах. В результате такой поддержки, идеи “Таблиги Джамаат” распространяются по стране со скоростью вируса. И эксперты уже всерьез опасаются, что еще через пару лет лидеры таблиговцев будут говорить от лица всех мусульман Кыргызстана. Удивительно, что ДУМК активно противодействует объявлению деятельности “Таблиги Джамаат” на территории Кыргызстана незаконной. Похоже, что сегодня таблиговцы уже проникли во все не только в духовные, но и в политические сферы нашей страны. А это может быть чревато активным распространением сторонников радикализма в правящей элите, ставящего целью построения “идеального” исламского общества и государства.

Как может выглядеть сценарий построения такого государства, предсказать не сложно — достаточно посмотреть новости из Сирии, где радикалисты из самого известного на сегодня радикального движения Исламского государства (ДАИШ) отрезают головы любым “неправильным” мусульманам. И не мусульманам. Исламское движение Узбекистана уже объявило о присоединении к ДАИШ. И сегодня ИДУ уже активизировало вербовку и тренировку боевиков в приграничных районах Пакистана и Афганистана. Нет никакой гарантии, что среди “проповедников” “Таблиги Джамаат” нет агентов ИДУ и ДАИШ, призывающих уже не только мирно молиться, но строить халифат. Еще год тому назад начальник Генштаба ВС Кыргызстана Асанбек Алымкожоев отмечал, что ДАИШ — одна из главных угроз для Кыргызстана. И не исключено, что наша страна может столкнуться с дестабилизацией на такой религиозно-политической почве. По мнению экспертов-теологов если сегодня не запретить деятельность “Таблиги Джамаат” внутри страны, то завтра кыргызстанцы могут столкнуться с армией идеологически подготовленных к джихаду сограждан.

Ведь таблиговцы в своем учении отвергают нововведения или инакомыслия в религии, что делает их схожими с террористическим течением вахабизма. А само учение становится практически неотделимым от идеологии джихадистов. То есть тех самых сторонников ДАИШ. На этом фоне возникает один вопрос — кто в верхних эшелонах Духовного управления и в политических кабинетах стоит за “Таблиги Джамаат”? Кто хочет привести нашу страну к хаосу, по аналогии с Сирией? Кыргызстан — светское государство, признанное во всем мире. Неужели наши власти хотят опустить страну до уровня “средневекового ханства”, и повергнуть людей в очередную бессмысленную войну за собственные интересы? В конце концов, соседние государства уже давно разглядели за идеями “простой проповеди” угрозу национальной безопасности своих стран. Неужели Бишкеку недостаточно
их примера?

Даулет Нурин.

SIMILAR ARTICLES

0 86

0 195

NO COMMENTS

Leave a Reply