Темир Сариев. В портфеле пусто

Темир Сариев. В портфеле пусто

C прошлой недели в соцсетях стали активно продвигать Темира Сариева, как премьера, который должен остаться главой правительства, какая бы конфигурация коалиции не образовалась в новом ЖК. И в телевизоре он замелькал чаще. Ничем не отличаясь от своих предшественников, продолжает делать замечания своим подчиненным. На этом заседания правительства заканчиваются, не предложив ничего конкретного. А в поездках по стране все в основном инспекция дорог, школ.

О том, что назначение Сариева премьером — вынужденная посадка, говорили еще летом. Вспоминали даже то, что Атамбаев в свое время клялся никогда не назначать Сариева и Бекназарова на должности, после скандального телефонного разговора, выложенного
в Интернет.

Политики слово дают, потом его забирают. Так бывает, но вопрос не в личностях, а в потенциале. Получив назначение премьер-министром, Сариев тут же открестился от своей партии «Ак-Шумкар», сказав что она не пойдет на выборы в парламент. Но он не оставил ей шанс и на будущее. Заняв кресло главы правительства в столь тяжелое для экономики время, он так и не предложил своей повестки дня. Лишь завершил вступление Кыргызстана в ЕАЗС. Теперь, когда первые два месяца в новом Союзе не дают утешительные результаты и прогнозы, премьер Сариев молчит, как бы ничего не замечая. Хотя это была его первостепенная задача привести все в соответствие с регламентами Евразийского союза, чтобы от этого не страдала наша экономика, бизнес, граждане.

И с коллегами у Сариева не было прорывных переговоров, которые закладывали бы какие-то проекты на ближайшее будущее. Слетал в Душанбе, когда подписывал контракт на поставку электроэнергии из Таджикистана в Кыргызстан и провел выходные с премьером Казахстана на Иссык-Куле. Вот, пожалуй, и все.

В этот понедельник на заседании Координационного совета по макроэкономической политике и инвестициям Сариев набросился на Национальный институт стратегических исследований (НИСИ) за то, что он не оправдывает средства, выделяемые им на исследования.

По его словам, данный институт не оправдал надежды правительства. По мнению Сариева, институт должен был помочь в оценке эффективности привлечения внешней помощи. «Я встречался с главой института и поставил перед ним задачу. Прошло несколько месяцев, но я так и не дождался его. Анализ могли сделать и рекомендации выработать. Вы же можете привлечь экспертов. Роли НИСИ в развитии нашей страны мы не видим. Мы думали, институт станет центром анализа, стратегии, будет давать рекомендации для принятия решений. Но мы этого не видим», — возмутился Темир Сариев.

Никто не знает, какой бюджет у НИСИ, какие средства выделяет правительство на его содержание, но то, что априори он зависит от правительства — нонсенс. В других странах правительства пользуются услугами независимых, частных институтов. Взять хотя бы недавний отчет института World Economic Forum о том, что Кыргызстан занимает 102 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Такие организации разрабатывают рекомендации для правительств как улучшить показатели страны.

Глава НИСИ Талант Султанов наверняка помнит, как будучи студентом Колумбийского университета, США, они подготовили и реализовали проект по улучшению рейтинга Кыргызстана по  Doing Business Всемирного Банка. Это был большой прорыв для страны. Тогда студенты хорошо поработали и кыргызское правительство вняло рекомендациям. Сейчас же Талант Султанов смог лишь напомнить премьеру, что эффективной реализации проектов за счет внешней помощи мешают большие сроки прохождения внутригосударственных процедур. «Мы берем кредиты с льготным периодом в десять лет. Из них три года уходит на ратификацию в парламенте. А ведь мы могли бы воспользоваться этим временем более эффективно», — заметил Талант Султанов.

Но больше всего удивляет очковтирательство премьера Сариева, который делает вид, что у правительства есть вообще портфель проектов. А Талант Султанов недоговаривает, что инвестиционные проекты и проекты за счет внешней помощи — это разные вещи. Инвестиции и помощь не надо путать. Если это инвестиция, то об эффективности будут беспокоиться сами инвесторы. Правительство должно лишь создавать условия. В нашей ситуации политической нестабильности, высокой степени коррупции, об этом говорить не приходится. Об этом на заседании Координационного совета с участием премьера руководитель НИСИ конечно же сказать не посмел. Он ведь назначается правительством на эту должность.

Что касается проектов за счет внешней помощи, то это не кредиты, а гранты. И здесь тоже об эффективности могут судить сами грантодатели. И негоже премьеру считать чужие деньги — сколько денег уходит на консультантов, на наших экспертов. Может быть, они и работают за мизерные деньги, но их никто не понукает при этом.

Видимо ситуация с финансами в стране совсем плоха, что премьер вдруг вспомнил донорскую конференцию 2013 года, когда нам «пообещали профинансировать ряд проектов на общую сумму $2 миллиарда». «Надо хорошо подумать, куда потратить деньги», — добавил он, ничуть не смущаясь, что на дворе 2015-й.

«Правительство Темира Сариева пока не предложило ни одного антикризисного проекта», — заявил вчера на круглом столе «Какое правительство должен сформировать новый Жогорку Кенеш для выполнения предвыборных обещаний», эксперт Игорь Шестаков.
По его словам, все ожидают появления эффективного состава кабинета министров в условиях неблагоприятной экономической ситуации. «Во всем мире идет девальвация национальных валют, Китай снижает выпуск товаров. Поэтому мы и обращаем повышенное внимание на то, кто будет сидеть в новом кабмине», — отметил Игорь Шестаков и напомнил, что за пять лет работы пятого созыва Жогорку Кенеша правительство менялось четырежды, что негативно сказалось на инвестиционном климате страны.

Замира СЫДЫКОВА.

1 COMMENT

Leave a Reply