Энергорабство… Или о том, как правительство загоняет в кабалу кыргызстанцев

Энергорабство… Или о том, как правительство загоняет в кабалу кыргызстанцев

Говоря о проблемах в электроэнергетической системе Кыргызской Республики, мы не раз наблюдали поразительное свойство нашего правительства – выбирать самый худший вариант решения проблемы и восстанавливать баланс за счет населения. Это касается всех вопросов в отраслях экономики страны, не только энергетики.

Думайте сами, решайте сами

Одной из животрепещущих тем в жизни нашего общества является проблема восстановления ресурсной базы бишкекской ТЭЦ-1, как одного из основных источников генерации тепла и электрической энергии для севера Кыргызстана, в частности, для столицы. Два года назад рабочая группа Народного курултая выступила против проекта модернизации ТЭЦ Бишкек китайской ТВЕА («Тяньцзинская трансформаторная корпорация») путем замены 8 котлоагрегатов БКЗ-160 на два электрических блока в 300 мегаватт. Остановлюсь на технологических и экономических моментах. Члены рабочей группы обратились к ведущим специалистам и организациям стран СНГ для получения экспертного мнения по предлагаемым компанией «ТВЕА» технических решений модернизации оборудования первых очередей бишкекской ТЭЦ.

Мы получили ответ ЗАО «Сибэнергомаш» (бывший Барнаульский котельный завод), производителя и поставщика основного теплосилового и вспомогательного оборудования бишкекской ТЭЦ, являющегося одним из головных фирм по производству энергетических агрегатов для Российской Федерации и многих зарубежных электростанций. «Сибэнергомаш» считает, что предложенный вариант котла для проекта реконструкции не является оптимальным с точки зрения обеспечения современных технико-экономических и экологических показателей. Рассмотрев присланное нами ТЭО, касающееся предлагаемых к поставке котлов, в компании отметили (цитируем):

«1. Выбор оборудования (котла, турбины) на давление перегретого пара 9,8 Мпа нецелесообразен ввиду низкого КПД термического цикла, например, по сравнению с оборудованием на давление 13,8 МПа. Кроме того производительность вновь устанавливаемых котлов 1100 т/ч, меньше демонтируемых 1280 т/ч;
2. Топливо, предполагаемое к сжиганию относится к 3 группе взрываемости по российским нормам (Кт=2,5). Применение на котле топлив трех групп взрываемости требует использования газовой сушки, которая в данном проекте не предусмотрена;
3. Согласно российским нормам и опыту эксплуатации ОАО «Сибэнергомш» для котла производительностью 550 т/ч необходима установка 4 мельниц, а не 3, как предусмотрено проектом. Количество бункеров (4 штуки) и питателей сырого топлива (4 штуки) не соответствует количеству мельниц;
4. Примененные разработчиком котла внутритопочные мероприятия по снижению выбросов оксидов азота, по нашему мнению, недостаточно эффективны, так как выбросы оксидов азота, указанные в проекте (510 мг/нм3), превышают нормативные. Согласно российским нормам при сжигании топлив, аналогичных топливу, предназначенного для сжигания бишкекской ТЭЦ, выбросы оксидов азота не должны превышать 300 мг/нм3 при 6% содержания кислорода».

Вопросы на засыпку

Спрашивается, логично ли возить уголь в столицу для того, чтобы сжечь его и выработать электричество? Обычно электроэнергию в чистом виде вырабатывают на месте нахождения топлива, будь то уголь, газ или вода рек. ТЭЦ – она на то и теплоэлектроцентраль, чтобы давать в основном тепло и горячую воду для потребителей больших городов, при этом попутно вырабатывать электричество, что более эффективно и рационально, чем строить тепловую станцию в чистом конденсационном режиме. Это и делает ТВЕА вместе с нашим правительством на ТЭЦ Бишкека. Ведь возвращать придется более $600 миллионов! Потому рабочая группа и предлагала заменить вышедшие из строя котлоагрегаты на аналогичные, но новые, поскольку столица расширяется, потребность в тепле и горячей воде растет, а не ставить два китайских блочных котла для выработки дорогой электроэнергии. Дизельное топливо привозное и это скажется на стоимости угля при его транспортировке на столичную ТЭЦ.

Через несколько лет ожидается запуск конденсационной электрической станции на месторождении Кара-Кече, которая вместе с существующими ГЭС покроет всю потребность в электроэнергии КР с учетом роста промышленного производства, при этом экспорт электроэнергии увеличится ориентировочно на 4 миллиарда кВтч. Зачем тогда ТЭЦ со своей дорогой в несколько раз электроэнергией? Как возвращать кредит, если два новых китайских блока будут в режиме остановки?

Отдельные вопросы возникают и по техзаданию, которое таковым-то и назвать можно с натяжкой. Как и ТЭО в 60 страниц, где ценовое предложение и смета изложены на китайском языке. У Минпромэнерго и «Электрических станций» своей документации нет. При этом техзадание и ТЭО сделано под китайское оборудование, которое не приемлемо для бишкекской ТЭЦ. Нет проектно-сметной документации и на демонтаж старого оборудования и монтаж нового. Сетевая компания «ТВЕА» выбрана в качестве подрядчика без тендера. Выбросы оксида азота, указанные в ТЭО, превышают норму почти вдвое. Китайцам можно отдавать строить дороги, электросети, но ни коем случае не электростанции. Тем более у стран ЕАЭС свои технические и экологические требования к строительству таких объектов, как электрические станции, куда китайские технологии не вписываются. Чем руководствовалось правительство, принимая условия, надиктованные китайской стороной?

Смена вывески

В новой структуре правительства КР нет Министерства энергетики и промышленности. Вместо него создан Национальный энергохолдинг. Может ли он отменить решения о реконструкции ТЭЦ? Нет. Но изменить ситуацию в системе вполне.

Что для этого нужно? В первую очередь, демонтировать все принятые в 90-х годах законы ЖК КР и решения правительства Кыргызстана, направленные на развал нашего государства. В частности закон КР от 30 октября 1996 года № 56 «Об энергетике», закон КР от 28 января 1997 года № 8 «Об электроэнергетике» и постановление правительства КР от 23 апреля 1997 года № 239 «Программу разгосударствления и приватизации акционерного общества Кыргызэнерго». Они приняты в разрез интересам кыргызстанцев и направлены на преступную деятельность законодателей и членов правительства того времени. Все эти документы написаны под шаблоны международных финансовых институтов для развала нашей экономики и страны. Основываясь на этих документах, власть создала Госагентство по регулированию ТЭК при правительстве и развалила прибыльное единое «Кыргызэнерго» на 7 частей (ОАО «Электрические станции», ОАО «Национальные электрические сети», 4 распредкомпании – Ош-,Север-, Восток-, Джал-Аабад-электро и Бишкектеплосеть) для последующей их продажи в частные руки и создания рынка электроэнергии. Но в Кыргызской Республике, где все производство товара (а в данном случае, электроэнергия – товар), находится в руках у одного производителя – государства, то ни о каком рынке электроэнергии не могло и не может идти речи.

Власти КР все эти годы, опираясь на антигосударственные законы ЖК КР и антинародные решения правительства, организовала коррупционную схему увода государственных денег через посреднические фирмы, путем создания псевдо-рынка электроэнергии. Сами подумайте, нужен ли посредник, если только государство производит электроэнергию, оно же транспортирует и распределяет? Потому и не удивляет очередная идея правительства поставить телегу впереди лошади – вместо Минпромэнерго создав Национальный энергохолдинг. Это очередное оболванивание народа, поскольку, раздробленная на 7 частей энергетика Кыргызстана остается, посредники тоже, сохраняется и системный увод государственных денег. Вместо реальной борьбы с выводом денег, правительство Сариева просто меняет вывеску.

Выход всегда есть…

Кабмину следовало бы начать вывод из энергорабства путем объявления о выходе из антигосударственной программы «Разгосударствления и приватизации энергоотрасли», навязанную нам международными финансовыми институтами. После инициировать новые государственные версии Законов КР «Об энергетике» и «Об электроэнергетике». Заново вернуть единое «Кыргызэнерго», с единым техническим и финансовым балансом. Вот только тогда можно будет говорить об эффективном государственном управлении энергосектором страны, которая станет снова прибыльной и исчезнет системная коррупция. Вместо этого сегодняшняя власть больше беспокоится о частных посредниках, нежели о государственных компаниях. Принимаются антинародные законы и антигосударственные решения правительства. В стране никто ни за что не отвечает.

В 2014 году перед каникулами, когда принимали закон, которым уполномочили правительство самостоятельно пересмотреть тарифы, спикер ЖК Асылбек Жээнбеков клялся, что они не допустят повышения. Однако цены подняли на 316%. Сегодня он становится снова спикером, и многие законодатели и министры, которые разваливали экономику снова уселись в своих креслах в новом парламенте еще на пять лет и в новом правительстве. Директор госагентства ТЭК при правительстве КР Нурбек Элебаев и премьер-министр Темир Сариев отчитываются, что за 7 месяцев в стране произвели на 1,6 миллиардов кВтч электроэнергии меньше. Из них населению продали меньше на 700 кВтч электроэнергии. А мы все гадаем, почему у нас ВВП не растет и бюджет не увеличивается?

… но профи нет

За один год подняли тариф более чем на 300% (такого в практике нет во всей солнечной системе), а ведь качественная и дешевая кыргызская электроэнергия могла бы способствовать пополнению госказны за счет открытия новых конкурентоспособных производственных мощностей. Кстати, ТЭЦ Бишкека, Камбар-Атинская ГЭС-2 с 2010 года стоят по сегодняшний день в залоге. В этом году еще раз взяли кредит у Всемирного Банка $25 миллионов и полмиллиарда сомов ссуду в Минфине для закупки топлива на столичную ТЭЦ. За пять лет энергосистему страны наши особо одаренные управленцы во власти привели в предбанкротное состояние.

Видимо эти граждане не классическую экономику изучали, как все нормальные люди. Во власти сидят люди абсолютно не способные управлять государством. Продавали электроэнергию в Казахстан через посредников по 1 сому 30 тыйынов за 1 кВтч, теперь покупают по 5сомов 70 тыйынов. Пять лет назад в стране вырабатывали более 15 млрд кВтч электроэнергии, сейчас максимум 14 млрд кВтч. Никто не понес ответственность за преступное уменьшение производства электроэнергии в стране.

Народ за свой счет содержит антинародную власть и расплачивается за их антигосударственные решения. Это будет продолжаться до тех пор, пока в стране созданы благоприятные условия для прихода во власть людей, не способных управлять государством, путем манипуляции Конституцией, законами, попиранием прав и свобод народа Кыргызстана. Разве большинство из депутатов прошли бы в парламент на прошедших выборах, если бы они были прямыми, как написано в Конституции КР? Конечно, народ не отдал бы за них свои голоса. Очень удобно жуликам за ширмой политических партий снова и снова возвращаться во власть. Фамилии называть излишне, их очень много.
Преступно уронив воду в главном гидроузле Центральной Азии в Токтогульском водохранилище, для экономии воды, срывают учебный процесс у наших школьников, отправляя на месяц на зимние каникулы. Вы знаете, что все школы были переведены на электрическое отопление. Лучше пусть вся власть в отпуск на всю зиму уйдет, отключив от электричества Белый дом и Дом правительства. Думаю, что это будет рациональнее для нашего государства.

Об остальных безобразиях в энергетике страны мы расскажем в ближайшее время…

Эксперт  Эрнест Карыбеков.

NO COMMENTS

Leave a Reply