Браво! Омурбек Текебаев разрешил делать революцию

Браво! Омурбек Текебаев разрешил делать революцию

Лидер партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, который после событий апреля 2010 года был членом Временного правительства Кыргызстана, написал книгу «Временное правительство Кыргызской Республики (7 апреля — 21 декабря 2010 года): события, деятельность, оценки».
В открытом доступе появилась одна из глав книги О.Текебаева, в которой он обосновывает право народа на восстание, на революцию.
Мы публикуем ее с сокращениями.

Глава I. Предпосылки апрельской революции 2010 года
Глава II. Украденная революция
Глава III. Криминализация бакиевского семейно-кланового режима и террор против оппозиции
Глава IV. Предпосылки новой революционной ситуации. Восстание 6-7 апреля 2010 года и создание Временного правительства
Глава V. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства
Глава VI. Трагические события на юге страны. Реакция Временного правительства
Глава VII. Отчет международной независимой комиссии: глазами правительства
Глава VIII. Формирование легитимных органов власти. Подготовка и проведение выборов в Жогорку Кенеш

ГЛАВА IV. Предпосылки новой революционной ситуации. Восстание 6-7 апреля 2010 года и создание Временного Правительства

4.7. Право народа на восстание

«Для общества бунт, — писал один из авторов  Декларации независимости, 3-й  президент США, один из  отцов-основателей, выдающийся политический деятель и философ  эпохи Просвещения Томас Джефферсон, — вещь не менее полезная, чем гроза для природы… Это лекарство, необходимое для здоровья правительства».

«Революция, — защищал право народа на восстание великий французский писатель, автор романа «Отверженные» Виктор Гюго, —  это возврат от поддельного к настоящему».

Таким образом, напрашивается вывод, что открытая акция сопротивления группы людей государственной власти является крайней формой отторжения несправедливости правящего режима, которое глухо и чуждо к чаяниям народа. Иными словами, если нарушения прав граждан приобретает массовый характер, а добиться справедливости легальным путем на выборах, в судах, у правоохранительных органов и чиновников невозможно, то граждане имеют законное и нравственное право на восстание и свержение этой власти. «Революция возможна лишь там, где есть совесть», — писал видный деятель  французского  и международного  социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, философ и историк Жан Жорес.
Это право означает, что народ может установить другой порядок, выбрать новую, лучшую власть и начать «с чистого листа». И это конституционная норма! То есть, Конституция Кыргызской Республики в полном соответствии с нормами международного права охраняет права народа и гражданского общества так, что предоставляет народу право на полную отмену несправедливого правопорядка с целью его замены.

В международном праве право на сопротивление (право на сопротивление угнетению, право на восстание) — это право граждан любыми средствами защищать иные принадлежащие им права и свободы. Право на сопротивление относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.

Обоснование права на сопротивление угнетению берёт начало в античном праве на тираноубийство. Впервые право на сопротивление было письменно зафиксировано в Декларации независимости США 1776 года.

В преамбуле этого документа указывается, что «[…] если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. […] когда длинный ряд злоупотреблений и насилий […] обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности».

Ст. 2 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года также указывает право на сопротивление угнетению в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека, наряду со свободой, собственностью и безопасностью:

«27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами. […]

33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекающее из прочих прав человека.

34. Угнетение хотя бы одного только члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза. Угнетение всего общественного союза есть тем самым угнетение каждого члена в отдельности.

35. Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность».

В большинстве современных демократических стран, в том числе и в Кыргызстане, в конституциях провозглашается народный суверенитет, предполагающий, что единственным источником власти в государстве является народ и, следовательно, имеет право сопротивляться узурпации власти или её злоупотреблениям. Возможно, именно поэтому право на сопротивление (право на восстание) не находит специального закрепления в большинстве современных конституций. Ещё одной причиной может быть то, что право на сопротивление непросто юридически отграничить от опасности попыток политических экстремистов захватить власть насильственным путем, ссылаясь на то, что существующее правление якобы нарушает определённые права и свободы граждан.
Тем не менее, в ряде современных демократических конституций государств Европейского Союза это право сопротивления закреплено.

Так, в Основном законе Эстонии, принятом в 1992 году (часть 2 ст. 54) читаем: «Каждый гражданин Эстонии имеет право, за отсутствием иных средств, оказывать попыткам насильственного изменения конституционного строя сопротивлением по собственной инициативе».

В ст. 23 Хартии основных прав и свобод Чехии 1991 года закреплено: «Граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто посягает на демократический порядок осуществления прав человека и основных свобод, установленный Хартией, если деятельность конституционных органов и действенное использование средств, предусмотренных законом, оказываются невозможными».

Часть 5  ст. 20 Основного закона Германии гласит: «Все немцы имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны». Идея данного положения навеяна опытом гитлеровского фашизма, пришедшего к власти в 1933 году законным путем, а затем уничтожившего установленный конституционный строй.

Об этом же гласит ст. 32 Конституции Словакии: «Граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто посягает на осуществление демократических прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных настоящей Конституцией, если деятельность конституционных органов и действенное использование средств, предусмотренных законом, оказываются
невозможными».

В ст. 3 Конституции Литвы от 1992 года отмечается, что «народ и каждый гражданин вправе противодействовать любому, кто насильственным путем посягает на независимость, территориальную целостность, конституционный строй Литовского государства».

В Основном законе Греции (часть 4 ст. 120) закреплено: «Соблюдение Конституции вверяется патриотизму греков, которые правомочны и обязаны оказывать сопротивление всеми средствами всякой попытке отменить ее путем насилия».

Ст. 21 Конституции Португалии: «Каждый пользуется правом оказывать сопротивление любому приказу, который наносит ущерб его правам и свободам и их гарантиям, а также применять силу для отпора любому нападению, если невозможно обратиться к представителям власти». По сути, здесь речь идет о праве на личную самооборону в широком смысле этого слова, что в определенных ситуациях может означать и действия в защиту конституционного строя.
Исходя из принципов и норм международного права законодательство Кыргызской Республики также признает право на восстание. Юридическое обоснование этого факта основано на следующем.

В соответствии с частью 3 ст. 6 Конституции Кыргызской Республики:

«Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
Нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров».

Следовательно, если международным договором Кыргызской Республики установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Необходимо отметить, что в преамбуле Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, являющейся составной частью правовой системы Кыргызской Республики, записано:

«… принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…».

Из процитированного фрагмента документа следует, что ООН признает правомерность восстания, но лишь при вполне определенных условиях, которые можно назвать условиями правомерности восстания. К таковым относятся следующие обстоятельства:

1) наличие в государстве, где произошло восстание, тирании и угнетения;
2) наличие у повстанцев специальной цели в виде устранения тирании и угнетения;
3) отсутствие в правовой системе государства эффективных и доступных для народа правовых средств для устранения тирании и угнетения.

Поскольку во Всеобщей декларации прав человека сформулированы общепризнанные принципы и нормы международного права, она, включая вытекающий из нее подход ООН к определению условии правомерности восстания, в силу правила части 3 ст. 6 Конституции Кыргызской Республики является частью правовой системы. В свете этого подхода и должны применяться нормы внутреннего законодательства, в частности, нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

При рассмотрении вопроса о восстании важно выяснить, что юридически является высшей ценностью кыргызского государства и кто является источником власти в государстве?
В соответствии с частью 1 ст. 16 Конституции Кыргызской Республики:

«Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления».

Иными словами, Конституция теряет смысл, если в государстве происходит подмена ее высшей ценности, если система органов государства не будет ориентирована на пользу ее гражданам, на реализацию их прав и свобод. Все органы государственной власти обязаны признавать, соблюдать и защищать права всех граждан Кыргызской Республики.

Исходя из конституционного принципа высшей ценности прав и свобод человека для кыргызского государства, часть 1 ст. 2 Конституции Кыргызской Республики устанавливает:

«Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике».

Таким образом, законодательством Кыргызской Республики признается как право на восстание, так и вынужденность и необходимость восстания как последнего средства защиты гражданами своих прав.

При этом важно учесть следующее: гражданам, реализующим свое право на восстание, не может инкриминироваться ст. 295 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти») или ст. 296 («Вооруженный мятеж») Уголовного кодекса КР, поскольку право народа на восстание реализуется не в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя, а, наоборот, в целях его сохранения, восстановления нарушенного принципа народного суверенитета в условиях узурпации государственной власти отдельными лицами.

Более того, прямой обязанностью всех государственных и муниципальных органов, включая вооруженные силы и правоохранительные органы, является восстановление законности. Включая непосредственное участие в восстании, если оно направлено на восстановление конституционного строя и защиту принципа народного суверенитета.

(Публикуется в сокращении).

NO COMMENTS

Leave a Reply