Край, пропитанный кровью

Край, пропитанный кровью

(к 19-й годовщине кровавых событий 5-6 февраля 1997 года в г. Кульдже СУАР КНР)

Руководство коммунистической партии Китая со дня образования Китайской Народной Республики взяло курс политики ущемления прав и свобод в отношении некитайских (неханьских) народов, и в частности в отношении уйгуров Восточного Туркестана – Уйгуристана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район, образованный 1 октября 1955 года).

Статус автономии не дал уйгурам по существу никаких политических, социально – экономических, религиозно – культурных прав и свобод.

Грубое ущемление национально – культурных, религиозных и политических прав уйгуров со стороны китайских властей все больше встречает недовольство и сопротивление уйгуров этого автономного края.

Одним из ярких факторов борьбы уйгуров за свои права стали трагические дни 5-6 февраля 1997 года в г. Кульдже СУАР, где мирная демонстрация уйгурской молодежи была жестоко подавлена полицией и вооруженными до зубов армейскими частями. Причиной и толчком мирной демонстрации уйгурской молодежи г. Кульджи стали аресты 18 января 1997 года 30 молодых людей и позже аресты более 100 человек. Вина всех этих арестантов состояла в том, что они планировали 9 февраля 1997 года (в день праздника Ураза–айт) большой мирный митинг уйгурской молодежи и это стало известно официальным китайским властям и органам службы Государственной безопасности.

В тот же день вечером, 4 февраля лидеры уйгурской молодежи Абдухелил Меджит и Абдумеджит Абдурахман провели конспиративное собрание и решили провести мирный митинг в день 5 февраля. Ранним утром началось мирное шествие демонстрантов. Данная политическая акция соответствовала положениям 35 и 41 статей Конституции Китая, где говорится: «Граждане Китайской Народной Республики имеют право на свободу слова, печати, участвовать на мирных митингах демонстрациях…»

Вместо того, чтобы принять к сведению мирные требования участников митинга и вести с ними диалог, китайские власти пустили в ход против демонстрантов дубинки, слезоточивый газ и другие средства подавления. В тот день было убито более 20 человек, сотни были ранены и брошены в тюрьмы.

В связи с кровавым подавлением мирной манифестации уйгурской молодежи и арестами ее участников, представители общественности г. Кульджи 6 февраля, собравшись у здания городского управления полиции, потребовали от властей освободить из-под ареста участников мирной демонстрации.

В последующие дни и месяцы несколько тысяч человек без суда и следствия были брошены в тюрьмы. Начиная с апреля 1997 года китайские власти начали проводить открытые судебные процессы над участниками мирной демонстрации 5-6 февраля. По надуманным предлогам тысячи молодых людей были приговорены к смертной казни и длительным срокам заключения.
24 апреля 1997 года в г. Кульджа состоялся, «открытый» судебный процесс над 31 молодыми участниками событий 5-6 февраля.

На «открытом» суде присутствовали только представители официальных органов. В период заседания суда были остановлены движение городского транспорта, на улицах города не было ни одной души кроме солдат китайской армии. На всех крышах учреждений и зданий города находились вооруженные солдаты с полной боевой экипировкой.

По решению суда три человека были приговорены к смертной казни; 18 человек –бессрочному, 23-х летняя девушка к 8-ми годам тюремного заключения, а остальные – от 10 до 15 лет тюремного заключения.

В этот же день расстрелянные за пределами города трупы 3-х человек не были переданы родственникам и до сих пор неизвестно, где находятся их останки.
По словам участников мирной демонстрации среди арестованных есть немало девушек и подростков 12 и 13 лет.

В октябре 2001 года лидер уйгурской молодежи г.Кульджи Абдухелил Меджит после 4-х летнего заключения и пыток был убит в тюрьме. Еще один лидер молодежи Абдумеджит Хамра таким же образом был убит в тюрьме в 2002 году.

Среди убитых есть Юсуп Турсун, Гаппар Талят, Исмаил Ибрагим и многие другие патриоты – славные сыны уйгурского народа.

Не выдав тело Абдухелила Меджита родственникам для нормального погребения по мусульманским обычаям, китайские власти дошли до того, что могилу Абдухелила Меджита сравняли с землей и забетонировали, некоторое время власти охраняли его могилу, не подпуская к ней никого из его родственников.

Со дня образования КНР коммунистические власти Китая в отношении уйгуров СУАР (Восточного Туркестана) ведут политику государственного террора, не считаясь с основополагающими принципами ООН и Декларации прав человека, обнародованный ООН в 1948 году.
Гонения за инакомыслие, ограничения демократических свобод, грубое попрание национальных, культурных и религиозных прав и традиций в отношении более 25 миллионного уйгурского народа Восточного Туркестана (СУАР) стали обыденными явлениями в политике китайских властей сегодняшнего дня. Ключ к решению социально-политической и межэтнической напряженности (между уйгурами и ханьцами) в СУАР находится в руках самих китайских властей.
Любое законное недовольство уйгуров в какой либо сфере пресекается и игнорируется. Им бесцеремонно навешиваются ярлыки «сепаратистов», «террористов» и «религиозных экстремистов».

Особенно актуальным для уйгуров СУАР является дальнейшая судьба уйгурского языка. Закрываются детские дошкольные учреждения с уйгурским языком обучения, все больше становится дошкольных учреждений с китайским языком обучения. Если до 90-х годов прошлого века, то есть до создания ШОС худо-бедно использовался уйгурский язык наряду с китайским в учреждениях и делопроизводстве, то в данный момент в этих сферах полностью господствует китайский язык, т.е. происходит процесс вытеснения уйгурского языка из всех сфер жизни.
Все эти вышеназванные нами факты наглядно доказывают политику государственного терроризма коммунистических властей Китая против целого, 25 миллионного уйгурского народа. Уйгуры боролись, борются и будут бороться за свое национальное достоинство, за свои национальные интересы, они не хотят быть людьми второго сорта на своей родной земле. Только подлинное равенство уйгуров с ханьцами (китайцами) в социально — политической и экономической сферах и уважение элементарных национальных, культурных, религиозных прав и традиций уйгурского народа может принести долгожданный мир и спокойствие многострадальной земле уйгуров.

Абдурахим Хапизов,
магистр политологии.

NO COMMENTS

Leave a Reply